Главная / Новости / Почему банкротится «Трансаэро»?

Почему банкротится «Трансаэро»?

transaero.350x1951 октября РосАвиация остановила продажи билетов Трансаэро.
МинТранс аннулировал лицензию для осуществления перевозок.

У авиакомпании ТрансАэро проблемы с обслуживанием долга.

Общий долг компании 250 млрд. рублей.

По лизингу самолетов — 150 млрд., аэропортам, поставщикам топлива и т.д. — 20 млрд . Банку ВТБ — 12 млрд. руб, Газпромбанку — около 8 млрд. руб, другим банкам и частным кредиторам — все остальное.

Эта проблема появилась не вчера. Но начала проявляться вместе с санкциями.
Дело в том, что почти все крупные и средние компании кредитуются в западных банках. Западные банки дают кредит под 3-4% годовых, российские — под 15. Логично взять кредит в западном банке, тогда рентабельность производства может быть ниже, чтобы уже получать прибыль, или чтобы прибыль была больше.

Минус этого способа в том, что компании становятся зависимыми от западных банков, которые не подчиняются законам той страны, в которой эти компании находятся.

Так и произошло. В сентябре 2014 г. западный мир ввел санкции, одним из действий которых был отказ в перекредитовании в западных банках.

Получилась ситуация, когда компаниям надо обслуживать кредиты в долларах и евро, а взять их снова/перекредитоваться в западных банках уже нельзя. Долларов и евро на внутреннем рынке стало меньше, спрос на них увеличился, цена пошла вверх.

В сентябре правительство решило помочь оказавшейся в трудной ситуации компании, передав ее под контроль Аэрофлоту. 3 сентября Совет директоров «Аэрофлота» принял решение о покупке 75% плюс одной акции Трансаэро за 1 руб., но сделка не состоялась.

У Трансаэро кроме кредитов в западных банках весь авиапарк взят в лизинг у Боинга и Аирбаса. Платить по лизингу надо тоже в долларах и евро, которые теперь стали стоить в два раза дороже.
В декабре 2014 г. Трансаэро получил госкредит на 9 млрд руб., которые пошли на маркетинговые расходы и на снижение цен на чартерные билеты.

Летом 2015 года Трансаэро взял в лизинг еще один самолет, несмотря на увеличение стоимости доллара и уменьшение объема перевозок.

В итоге большой долг компании и отстутствие доступа к финансированию/перекредитованию стали главными причинами банкротства Трансаэро.

transaero_2014-2015_report

Источник: conomy.ru

В 2015 году по сравнению с 2014 годом выручка компании увеличилась, убыток уменьшился, но чистая прибыль так и осталась отрицательной.
Плюс долг и проблемы с его обслуживанием.
Плюс лизинг только иностранных самолетов.

***

21 Октября S7 сообщил, что договорился с Трансаэро о покупке «не менее 51% акций» компании.
Наталья Филева (cовладелец группы S7) сообщила, что S7 предложит банкам в уплату долга Трансаэро 49% акций новой объединенной компании, в которую войдут S7, «Глобус» и «Трансаэро».
В итоге сделка не состоялась, так как не удалось собрать 51% акций Трансаэро, часть из которых оказались заложены по кредитам банков.

transaero_live_rate

Картинка кликабельна

В конце октября Совет директоров Трансаэро назначил Валерия Зайцева главой компании. Зайцев — действующий пилот, сын бывшего замминистра транспорта Геннадия Зайцева.
До Зайцева пост генерального директора занимал Дмитрий Сапрыкин, который был в этой должности около 2-х месяцев.
До него генеральным директором и одним из главных акционеров была Ольга Плешакова, Сапрыкин в то время был замгендиректора по продажам и имущественным вопросам Аэрофлота.

***

Валерий Зайцев говорит, что банкротство компании — «бесперспективный путь и для кредиторов, которые в этом случае почти не имеют шансов вернуть свои средства, и для российской авиации в целом».

«Мы считаем, что причиной сложного финансового положения авиакомпании явилась стратегия по быстрому росту перевозок за счет низких цен. В текущих экономических условиях эта стратегия не может быть успешной».

Первоочередная задача — восстановление операционной деятельности компании. «Новый менеджмент приступил к разработке бизнес-плана на принципах операционной эффективности, применения лучших отраслевых практик по управлению маршрутной сетью, оптимизации затрат, управления рисками. Цель плана — построение компании, обеспечивающей стабильно положительные финансовые результаты», — подчеркнул Зайцев.

Компания оказалась в сложном положении, ее не удалось передать под управление ни Аэрофлоту, ни S7. МинТранс отозвал лицензию и пока не собирается ее выдавать.

По всей видимости, новый гендиректор Трансаэро Валерий Зайцев настроен оптимистично и собирается сделать компанию работающей и приносящей прибыль.

Я надеюсь, что долг компании будет каким-то образом реструктурирован, скорее всего, частично списан, но кредиторы со временем вернут все или часть своих средств назад.

Будем следить за развитием событий.

UPD. Заявление Банка МФК в связи с появившейся в СМИ информацией о банкротстве ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» (1 октября)

В связи с появившейся в СМИ информацией о банкротстве ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», ОАО АКБ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ» (Далее «Банк МФК»), считает необходимым заявить:

Принимая во внимание масштаб компании ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», объем ее бизнеса, социальную значимость и задолженность перед ведущими кредитными учреждениями, рассматриваем банкротство компании как самый неблагоприятный вариант развития событий. Такой путь, без сомнения, приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы, что послужит причиной недофинансирования реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов.

Банк МФК, обладающий многолетним успешным опытом реструктуризации проблемных активов, предлагает следующую модель выхода из сложившейся ситуации:

1. Вместо банкротства, 75% + 1 акция ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» передаются в управление банкам-кредиторам;

2. Банки-кредиторы принимают единый подход к реструктуризации долгов ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», включающий установление льготного периода, необходимого для финансового оздоровления компании, а также списание долгов в размере 20%;

3. На балансе ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» остается тот разумный объем долга, который компания сможет обслуживать за счет своих денежных потоков;

4. Оставшийся долг ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» конвертируется в ценные бумаги;

5. С учетом неординарности ситуации, Банк России принимает решение о том, что принятый план реструктуризации задолженности ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не будет нести дополнительной нагрузки на капитал банков-кредиторов;

6. Операционная деятельность компании возобновляется в необходимом объеме под руководством опытного и профессионального менеджмента под контролем банков-кредиторов.

Мы уверены, что предлагаемая модель способна не только вывести компанию из сложившейся ситуации, но и станет хорошим примером оздоровления предприятий реального сектора экономики в условиях экономического кризиса.

UPD. 21 января 2016 г. Трансаэро подал в суд иск к Росавиации с требованием взыскать 594,921 млн. рублей.

Поделиться в соц.сетях:

ПОЛУЧАЙТЕ НОВЫЕ СТАТЬИ БЛОГА НА ПОЧТУ:

Оставьте комментарий