Главная / Теория / Что такое дефолт (технический дефолт)?

Что такое дефолт (технический дефолт)?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Tradebonds.ru. В этой статье я хочу рассказать о том, что такое дефолт и разновидность дефолта — технический дефолт.

Default-Icon

Дефолт — это невозможность компании или государства выполнять свои финансовые обязательства из-за отсутствия денег. Это можно назвать банкротством.
Технических дефолт — это врéменная невозможность выполнять свои финансовые обязательства.

Например, ТрансАэро — банкрот (пока фактически, но не юридически,- Сбербанк и ВТБ судятся с Трансаэро о взыскании задолженности или признании банкротом), а ТГК-2 пережила технический дефолт.

15 Октября 2015 г. ТГК-2 должна была выплатить купон и выкупить часть облигаций по оферте, но не выплатила купон и не провела оферту. В компании на тот момент не было на это денег. Компания попала в «кассовый разрыв», это когда у компании есть/точно будут деньги, но в данный момент их нет. На сайте компании написано так: «Обязательства <…> не могут быть исполнены в <…> срок в связи с временным дефицитом у ТГК-2 оборотных денежных средств».

Вот почему:

«Основной причиной смещения срока выплат по БО-02 послужил разрыв ликвидности в связи с резким снижением денежных потоков в весенне-летний период. Негативные тенденции в развитии отрасли (неплатежи потребителей, рост стоимости кредитов для покрытия кассового разрыва, как следствие – невозможность использования генерирующими компаниями данного механизма для своевременной оплаты поставок топлива) существенно усилились, что сказалось на деятельности и финансово-экономических результатах большинства территориальных генерирующих компаний. Необходимо особо отметить, что услуга теплоснабжения носит сезонный характер, и поэтому летний (межотопительный) период для любой теплоснабжающей организации является убыточным, то есть при значительных расходах на закупку топлива и материалов, выплату заработной платы, проведение ремонтных работ в период с мая по октябрь есть вероятность возникновения разрыва ликвидности. Только на реализацию собственной ремонтной программы в 2015 году ТГК-2 направила порядка 1 200 млн руб., в том числе более 500 млн руб. на реконструкцию и строительство тепловых сетей». (Ссылка).

Компания обещает исполнить свои обязательства до 30 ноября 2015 года. За просрочку своих обязательств компания обещает выплатить 12% годовых за количество просроченных дней.

Через 12 дней компания получила деньги, выплатила купоны и 12% годовых за просрочку.

Вот как на это отреагировал рынок:

ТГК-2 БО-02, Технический дефолт 15 Октября 2015г

Нажмите для увеличения

 

В кризис 2008 года у ТГК-2 были такие же проблемы, компания не могла выполнить свои обязательства перед кредиторами. Тогда компания договорилась с кредиторами и взамен дефолтных облигаций выпустила новые со сроком погашения 5 лет и более высоким купоном. Сейчас эти облигации находятся в обращении и как раз по ним произошел технический дефолт.

В сентябре 2015 года была похожая ситуация с Мечелом: Мечел должен был выплатить купон и провести оферту по облигациям серии 13 и 14, но не выплатил и не провел. В итоге Мечел договорился с банками-кредиторами, взял новые кредиты в банках и на новых условиях рассчитался с кредиторами/реструктурировал долг. По новым условиям Мечел продлил срок обращения текущих облигаций на 5 лет, и увеличил ставку купона, привязав ее к ставке ЦБ + какой-то процент.

В конце 2014 года компания UTAir не могла обслуживать свой долг, и кредиторы начали подавать в суд на компанию с целью признания компании банкротом и получения своих денег обратно. Общий долг составлял 167 млрд. руб. В итоге UTAir договорился о реструктуризации долга с 12 банками. Компания и банки-кредиторы заключили 2 соглашения,- на 19 млрд. руб. на 7 лет, и на 24 млрд. руб. на 12 лет, для этого компании пришлось реструктурировать облигации серии БО-9 и довыпустить акций на 25 млрд руб. (то есть размыть долю в компании остальных акционеров).

Частные инвесторы (как и банки) могли получить 20% стоимости дефолтных облигаций сразу, или обменять их на облигации двух новых выпусков со сроками погашения 7 и 12 лет.

Котировки UTair

Нажмите для увеличения

 

ТГК-2, UTAir, Мечел и Связной побывали в ситуации дефолта, но нашли способы не банкротить компании. Ситуация с Трансаэро и СУ-155 пока непонятная, возможно, найдутся какие-то способы перекредитовать эти компании, реструктурировать долг и вернуть их к рабочему состоянию.

На данный момент выпуски этих облигаций являются дефолтными: БалтБерег1, ЗСТранс 01, МедведьФ2, МирСтрТех1, ПромНСерБ1, РЖДвокзал1, РТК 03, РазгуляйБ3, Стройтемп1, ТрансГС Б1, УрлсЛКБО14 (16, 20, 21), ФаргоФин01, ФинСоветн1, ЭФЭСк 01.

***

По закону, при банкротстве компании ее имущество должно быть каким-то образом реализовано, и право на первоочередное «возмещение убытков» принадлежит кредиторам (в том числе владельцам облигаций), во вторую очередь — владельцам компании (акционерам), но на практике к моменту банкротства в компании ничего ценного не остается.

В 2008 году, когда банкротились некоторые российские компании, не получилось взыскать ни с одной компании. Когда держатели долга приходили за своими деньгами, в компаниях уже ничего не было.

Рискованность облигации можно косвенным образом определить по ее доходности. Например, если сейчас разумная верхняя грань среднерыночной доходности — около 20% годовых, то доходность больше 40% говорит о большом риске.
Облигации — это не бизрисковый инструмент, чем выше доходность, тем выше вероятность банкротства/дефолта.

***

Дефолт компании или государства — это невозможность обслуживать/платить проценты по долгу или невозможность отдать долг.
Технический дефолт — это временная невозможность обслуживать или отдать долг. Например, компания ждет поступления денег за какую-нибудь оказанную услугу, но в данный момент денег нет.

Вариантов два: кредиторы через суд добиваются статуса банкрота компании и получают возможность распоряжаться ее имуществом, может быть, продадут, может быть сделают своей дочерней компанией, может еще что-то.

Или кредиторы договариваются о какой-то реструктуризации, если кредиторы — банки, то о перекредитовании. Может быть, о реструктуризации и перекредитовании в каких-то других банках. Крупные кредиторы могут попросить долю в компании.

В итоге: дефолт — это плохо. Технический дефолт — еще не так плохо,- есть вероятность, что ситуация изменится к нормальной.

P.S. ЦБ составил список из 10 системно значимых банков – Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Альфа-банк, «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, «Юникредит» и Россельхозбанк. Я думаю, в этих банках можно спокойно держать свои деньги, у этих банков не отзовут лицензию и они не обанкротятся.

Читайте также:

1. Доходность облигаций
2. Риски облигаций
3. Что такое облигации?
4. Реструктуризация облигаций
5. Технический дефолт ДВМП

Понравилась статья? Есть вопросы? Оставьте комментарий!

Поделиться в соц.сетях:

ПОЛУЧАЙТЕ НОВЫЕ СТАТЬИ БЛОГА НА ПОЧТУ:

2 комментария к “Что такое дефолт (технический дефолт)?”

  1. Или, к примеру, требование в договоре займа иметь капитал на определенную минимальную сумму может быть нарушено заемщиком, что тоже приведет к техническому дефолту.

Оставьте комментарий